Артиллерия специального назначения

Артиллерия специального назначения

К моменту начала войны во всей Европе насчитывалось несколько сот самолетов, а в 1918 г. их уже было десятки тысяч, не говоря об аэростатах и дирижаблях, которые стали прекрасными средствами воздушной разведки. Борьба с новой техникой обычными полевыми орудиями оказалась малоэффективной. У пушек стволы высоко вверх не поднимались, а гаубицы, у которых это было возможно, обладали малой начальной скоростью снаряда. Полет гаубичного снаряда продолжался долго, и он не всегда настигал быстролетящую цель.

Попасть из гаубицы в самолет можно было только случайно. Требовалась специальная артиллерия, имеющая круговой обстрел и большой угол возвышения ствола. Порой нужно было стрелять практически под прямым углом, или, как говорят, «в зенит». Отсюда и пошло название новых орудий — «зенитки».

Отставной французский полковник Де-пор уже в 1909 г. сконструировал орудие, имевшее лафет с раздвигающимися в сторону станинами, что позволяло поднять ствол вверх до 50°. Большинство артиллеристов такое орудие не заинтересовало, но несколько офицеров техников завода Пюто смогли оценить оригинальную идею. В 1914 г. они предложили 75-мм пушку, имевшую уже вертикальный обстрел. Поскольку перед войной наибольшее опасение вызывали аэростаты, то новое орудие поставили на автомобиль, чтобы оно могло следовать за аэростатом по земле и держать его под прицелом. В августе 1914 г. во Франции оказался один-единственный (!) экземпляр этой автопушки, и понадобилось почти полтора года, чтобы наладить массовое производство. Войну Франция закончила с 400 подобными орудиями.

В марте 1915 г, в России на Путиловском заводе изготовили первые четыре зенитных орудия конструкции Ф. Лендера и В. Тарновского. За основу была взята полевая трехдюймовая пушка, к которой Ф. Вен-дер предложил специальный полуавтоматический клиновой затвор, а В. Тарновский — оригинальный механизм рассеивания снарядов для увеличения вероятности поражения цели. К сожалению, русская армия была снабжена этими прекрасными орудиями в ничтожно малом количестве. В конце войны насчитывалось всего 76 зенитных пушек.

Приходилось приспосабливать те же «трехдюймовки» на самодельных тумбах и станках. Наилучшими оказались приспособления тумбового типа, сконструированные в действующей армии Гвоздевым и Ивановым. Они были просты в изготовлении и удобны для пользования. Однако в качестве специальных лафетов служить не могли, поскольку не годились для скорострельных систем. Всего было задействовано 858 полевых трехдюймовых и морских 75-мм пушек.

В Германии несколько раньше, в 1914 г., поместили на специальную установку 77-мм полевую пушку образца 1896 г. Кроме того, использовались 10-см пушки образца 1904 г., устаревшие 9-см пушки и малокалиберные 3,7-см морские пушки на подвижных платформах.

К 1917 г. были сформулированы основные требования, предъявляемые к специальной зенитной артиллерии. Выделялись три рода пушек: малокалиберные (37—45-мм) для борьбы с низколетящими целями и с аэростатами; орудия средних калибров (75—90-мм), желательно на автомобильной установке, для поражения высоколетящих самолетов и охраны боевых порядков пехоты; тяжелые зенитные пушки калибра свыше 90 мм, служащие для защиты тылов, подвижные и стационарные. Всем типам зенитных орудий рекомендовалась высокая начальная скорость снаряда и повышенная скорострельность.

В сентябре 1916 г. во время наступления на реке Сомме французы и англичане впервые применили новое техническое средство — танки. Невиданные, закрытые броней боевые машины, стреляя из пулеметов, шли в атаку на немецкие позиции. Эффект был потрясающий — враг бежал из окопов. Однако техническое несовершенство машин, многие из которых просто застряли, не дойдя до окопов, их неумелое применение позволили немцам оправиться от шока, и прорыв успеха не имел.

В дальнейшем наступления танков уже не вызывали такого ужаса, но военные задумались об оружии для борьбы с ними.

Думать в основном пришлось Германии, поскольку сама она танков не имела и не могла угрожать Франции или России. Используя свой опыт при создании легкого пехотного орудия, фирма Круппа решила попробовать приспособить его и для борьбы с танками. В начале 1918 г. такое орудие было сделано, Оно имело ствол 7,6-см пушки с клиновым затвором и лафет со щитом. Для перемещения на короткие расстояния можно было пользоваться усилиями людей, при дальних транспортировках использовали конную тягу.

Одновременно для борьбы с бронированными целями, в том числе и бронемашинами, начали примен
ять различные малокалиберные орудия на автомобильных установках. Хотя эти пушечки не очень годились для борьбы с танками, они подсказали конструкторам, какой калибр и тип снаряда лучше всего подходит для специального противотанкового оружия. До окончания Первой мировой войны такого оружия создано не было.