Палубный истребитель-разведчик Бритиш Аэроспейс «Си Харриер»

Палубный истребитель-разведчик British Aerospace Sea Harrier

Палубный истребитель-разведчик British Aerospace Sea Harrier

Универсальный и эффективный палубный вариант СКВВП Бритиш Аэроспейс «Харриер» был готов в проекте еще в 1966 году, однако только в 1975 году было дано «добро» на запуск его в серийное производство. От модификации «Харриер» GR. Mk.3, состоящей на вооружении английских ВВС, палубный самолет отличается измененной формой передней части фюзеляжа и приподнятой кабиной экипажа. Это сделано для того, чтобы разместить дополнительное оборудование, в том числе многофункциональную поисковую РЛС «Блю Фокс». Самолет «СИ Харриер» создавался как многоцелевой, почему и получил обозначение FRS (истребитель — разведчик — штурмовик). Первый самолет из партии в 24 машины «Си Харриер» FRS. Mk.1 поднялся в воздух 20 августа 1978 г. Затем поступил заказ еще на 10 самолетов, а в июле 1982 г. закупили еще 14, из которых семь предназначались для восполнения потерь, в том числе имевших место в 1982 г. во время англо-аргентинской войны на Фолклендских (Мальвинских) островах. В 1984 г. английские ВМС приобрели еще 9 самолетов. Во время войны с Аргентиной роль самолетов «Си Харриер» была достаточно велика. На их счету 22 подтвержденные победы, при этом ни один из самолетов «Си Харриер» не был сбит в воздушных боях. Недостатки этих самолетов, проявившиеся в ходе боевых действий, было решено устранить в ходе модернизации. 19 сентября 1988 г. взлетел в небо первый модернизированный вариант «Си Харриер» FRS. Mk.2 (позже получивший обозначение F/A. Mk.2, а затем FA2). Кабина этого самолета оснащена многофункциональными катодными дисплеями, управление многими функциями вынесено на РУД и ручку управления (концепция HOTAS), увеличена бомбовая нагрузка. Самолет имеет новый подьемно-маршевый ТРДД Роллс-Ройс «Пегас» Мк.106, созданный на базе двигателя «Пегас» Мк.105 от СКВВП Боинг AV-8B «Харриер» II. Следует отметить, что на самолете FA2 применена усовершенствованная БРЛС «Блю Виксн», размещенная под новым носовым обтекателем. Эта РЛС совместима с системой наведения УР класса воздух — воздух AMRAAM, что позволяет вести стрельбу на дальность, превышающую прямую видимость. 24 декабря 1998 г. на вооружение поступил последний из 18 вновь построенных самолетов FA2. Кроме того, 31 самолет был переоборудован из самолетов FRS. Mk. 1. Самолеты Sea Harrier активно участвовали в боях над Боснией в 1996 г.

Модификация:
Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» FA2 / British Aerospace Sea Harrier FA2

Страна-разработчик: Великобритания

Тип: палубный истребитель-разведчик КВВП

Вооружение: две 30-мм пушки «Аден» в съемных подфюзеляжных контейнерах; максимальная боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом 3630 кг; основное вооружение состоит из четырех УР класса воздух-воздух AIM-120B AMRAAM или двух УР АМТААМ и четырех УР класса воздух-воздух AIM-9L/M; возможна также установка бомб, противорадиолокационных УР ALARM и сбрасываемых ПТБ емкостью по 865 л

Двигатель: один подъемно-маршевый ТРДД Роллс-Ройс «Пегас» Мk.106 тягой 9770 кгс

ЛТХ: максимальная скорость на малой высоте — 1185 км/ч; боевой радиус при полете по профилю большая — большая высота и с четырьмя УР класса воздух — воздух — 750 км.

Массы: пустого — 6375 кг; максимальная взлетная — 11885 кг.

Размеры: размах крыла — 7,7 м; длина — 14,2 м; высота — 3,7 м; площадь крыла — 18,6 метров в квадрате

Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» FRS. Mk 51

Заметка: СКВВП «Си Харриер» FA2 считается одним из лучших в мире палубных истребителей. Самолет является результатом глубокой модернизации исходного варианта FRS. Mk.1, который был снят с вооружения английских ВМС в 1995 г. Основное новшество — установка поисковой БРЛС «Блю Виксн», которая является одной из лучших многорежимных самолетных РЛС.