Транспорт

Все свое ношу с собой

Так когда-то сказал о себе мудрец. Но эти же слова можно с полным правом отнести и к современному охотнику или рыболову. Уж кому-кому, а именно им как раз и приходится все необходимое для жизни и охоты в лесу, на водоеме или в поле носить с собой и буквально на себе.

Фото Дмитрия ВАСИЛЬЕВА

При проведении отпуска на охоте или рыбной ловле в отдаленных районах всегда встает вопрос, какое транспортное средство для передвижения и выполнения определенной работы на воде надо взять с собой?

Полагаю, необходимость иметь лодку или плот сомнений не вызывает.

А вот какую лодку взять, если все придется нести на себе, решать охотнику.

Можно приобрести надувную лодку или разборную байдарку (они сейчас в большом ассортименте), но они, во-первых, дороговаты, а во-вторых, тяжелы по весу и громоздки по объему.

Я хочу предложить, на мой взгляд, простую, удобную и легкую лодку, разборную, из легкого и прочного современного водонепроницаемого материала, с деталями, изготовленными на месте охоты или рыбной ловли.

Эта лодка устойчива, легка, просторна и более надежна, чем резиновые или плохо сделанные долбленки.

Для непотопляемости можно в носовой и кормовой частях закрепить наполненные воздухом камеры (2 штуки) от легковых автомашин, на которых закрепить ружье и рюкзак на случай опрокидывания лодки.

Вес такой лодки около 6 килограммов (может быть, и меньше, если при изготовлении основных узлов и деталей применить современный легкий материал), она занимает в рюкзаке столько места, сколько убитый заяц-русак.

Конструкция лодки очень проста в изготовлении, оболочка из любого прочного водонепроницаемого современного материала, съемная, с тесемками. Каркас частично изготавливается на месте охоты или рыбной ловли.

Для этого нужно вырубить пять прямых палок-жердей длиной 3,5 метра, имеющих диаметр в вершине 2 сантиметра (по диаметру трубок форштевня и ахтерштевня).

В домашних условиях (заранее) из тонкостенных трубок (желательно дюралевых или титановых) сваривают 4 угольника (рис. 1).

Верхние и нижние угольники соединяют круглыми палками (рис.1, поз. 2), образующими форштевень и ахтерштевень лодки.

Шпангоуты делают складными из легкого нержавеющего металла толщиной 1-2 миллиметра (лучше дюралевые или титановые), согнутого в виде швеллера (рис. 4).

Среднюю часть шпангоута изготавливают из двух полос, соединенных шарнирно с бортовыми стойками.

Весло лучше делать двухлопастное, как для байдарки (рис. 6).

Изготавливают его на месте охоты или рыбной ловли. Для этого в домашних условиях из водонепроницаемого современного материала шьют два чехла в виде лопасти, затем вырубается жердь длиной около трех метров.

Концы его расщепляют и после надевания чехлов распирают поперечной распоркой (рис. 6, поз.1).

Чтобы распорки не сходили с места, концы затесывают в виде клина, а в расчлененной части жерди делают соответствующие надрезы. Весло можно делать составное из двух частей, соединяемых муфтой из тонкостенной дюралевой или титановой трубки.

Для удобства сидеть в средней части лодки делается на петлях настил из реек или фанеры (рис. 5). Можно сделать сиденья, подвешиваемые с помощью крюков к стрингеру с упором в шпангоут.

Однако в этом случае центр тяжести сместится вверх, и устойчивость ухудшается, особенно на волне и при стрельбе с лодки.

Моя лодка (длиной 4 метра, шириной 1 метр, высотой 0,4 метра) свободно выдерживает двух человек среднего телосложения и собаку. Обшивка из любого прочного водонепроницаемого материала кроится по предлагаемым контурам лодки заранее.

В дальнейшем стрингеры и шпангоуты подгоняются под обшивку (последняя — за счет натяжения тесемок). Носовой и кормовой вырезы сшивают двойным швом (рис. 3).

Для лучшего натяжения брезента на каркас по верхней кромке оболочки, в складку, пропускают капроновый шнур.

Крепить обшивку на каркас можно намертво или сделать съемной. В первом случае ее крепят к верхнему стрингеру мелкими гвоздями, а во втором — привязывают тесемками к ввернутым шурупам (рис. 2) или завязывают к нижним (скуловым) стрингерам. Тесемки располагают на расстоянии 25–30 сантиметров друг от друга.

 

Рисунок автора.

В случае одинарного («Н» по ширине) материала следует делать раскрой так, как показано (рис. 3). В этом случае расход материала будет всего в 1,5 раза больше длины лодки.

Для переноски этой лодки и прочего нехитрого скарба охотника и рыболова предлагаю якутскую понягу, предложенную охотником Ю. Птицыным из пос. Поледуй (Якутия).

Статья напечатана в журнале «Охота и охотничье хозяйство» № 8 за 1977 год, стр. 32, под названием «Якутская поняга».

Практична, проста в изготовлении, предназначена для переноски даже негабаритных вещей. На этом варианте хотел бы остановится подробнее, хотя в наше время — изобилие разных рюкзаков, но эта поняга заслуживает особого внимания.

Делается она из доски шириной 25–30 см, длиной 60–65 см, толщиной 1–2 см. Торцы доски вырезают так, чтобы по краям остались штыри длиной 3–4 см.

По краям доски сверлят или прожигают отверстия для закрепления обвязочных ремней и лямок. В верхней части сверлят посередине два отверстия для закрепления ремешка, на который вешают топор. За нижний ремень привязывается веревка для обвязки груза.

Лямки делаются с отверстиями в нижней части, чтобы регулировать размеры лямок по одежде и росту. На верхние штыри вешают ружье.

Многие охотники достаточно долго пользуются такой понягой и очень ею довольны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть