Хозяйства и общества

Предложения поправок к проекту Правил охоты от читателей РОГ

Указанные ниже предложения читателей «Российской охотничьей газеты» в проект Правил охоты 2020 официально переданы в Минприроды и Министерство юстиции, путем размещения на официальном федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/projects#npa=101384.

фото: Fotolia.com

1. Пункт 4. Проекта «Правил охоты» гласит: «При осуществлении охоты физические лица обязаны:»

Однако статья 20 федерального закона «Об охоте…» ведет речь не о физическом лице, а об охотнике:

Статья 20. Охотник

3. Охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее — охотник), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должны иметь:

1) охотничий билет;

2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.

Предложение: фразу «физические лица» заменить на «охотник (приравненное к нему лицо) должен иметь:»

Статью 4. «Правил охоты» изложить: При осуществлении охоты охотник (приравненное к нему лицо) должен иметь:

2. Пункт 4.3. по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за которыми Федеральным законом № 52-ФЗ закреплены функции по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, предъявлять, передавать им для проверки документы, указанные в пункте 4.2 настоящих Правил, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства;

Очень размытые требования. Непонятно кто и что. Что за другие лица уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации? Это неопределенные ссылки на неопределенное законодательство. Неопределенный перечень проверяющих лиц. Без указания даже общих ситуаций.

Что значит передавать для осмотра вещи, находящиеся при себе и транспортные средства. Что значит передать для осмотра транспортное средство? Предоставить или передать? Представить к досмотру? Обыску? Осмотру? Осмотр транспортного средства без нарушения целостности и вскрытия. Обошел кто-то вокруг машины, осмотрел. Все осмотр завершен.

3. Пункт 4.4. по требованию производственного охотничьего инспектора, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, по предъявлении им удостоверения производственного охотничьего инспектора предъявлять, передавать ему для проверки документы, указанные в подпунктах 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4 и 4.2.6 пункта 4.2 настоящих Правил, а также предъявлять для осмотра вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), и транспортные средства. (с учетом положений, предусмотренных частью 7 статьи 41 Федерального закона об охоте).

Согласно статье 41. Производственный охотничий контроль ФЗ «Об охоте…»

п.7. Производственные охотничьи инспектора вправе:

2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности, и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;

Соответственно п.4.4. имеет противоречия с ст.41 ФЗ «Об охоте…». В силу закона, проверка может быть произведена только при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Требования и удостоверения явно недостаточно для проведения проверки. Именно не предположений, а достаточных данных.

Фраза: предъявлять для осмотра вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), и транспортные средства.

Не соответствует законодательству РФ. Не понятно, что производит инспектор: досмотр или обыск. Правила не дают разъяснения как провести осмотр по закону «Об охоте…»: без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей.

В силу ФЗ инспектор обязан, предъявить наличие достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

При отсутствии достаточных данных, охотник (не имеет право не предъявить) а обязан не предъявлять документы и собственность (вещи, транспорт, особенно предмет повышенной опасности оружие).

Полагаем, что правила должны однозначно соответствовать ФЗ, и описать действия инспектора в строгом соответствии с ФЗ. Не нарушая конституционных прав граждан. Полаем. Что текст должен быть переработан.

Возможно, что в данном случае требуется Административный регламент оказания государственной надзорной функции.

4. Согласно п.13. При осуществлении охоты на копытных животных (за исключением охоты на туров, снежного барана, серну, сибирского горного козла), медведей, волка, шакала в промежуток времени за час до заката солнца и час после восхода солнца (далее – темное время суток) все лица, участвующие в охоте, обязаны носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, желтого или оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала.

Полагаем полоски световозврающего материала излишне.

п. 13. При осуществлении охоты на копытных животных (за исключением охоты на туров, снежного барана, серну, сибирского горного козла), медведей, волка, шакала в промежуток времени за час до заката солнца и час после восхода солнца (далее – темное время суток) все лица, участвующие в охоте, обязаны носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, желтого или оранжевого цвета.

5. Согласно п. 48. Охота на пернатую дичь осуществляется с 1 марта по 16 июня, в течение 10 календарных дней (далее – весенняя охота) и в иные сроки, предусмотренные настоящими Правилами.

Многие могут выезжать на охоту только в субботние и воскресные дни. Предлагаем привязать указанный срок кратно неделям. Возможно рекомендовать начало охоты в субботний день. С завершением в день воскресный.

48. Охота на пернатую дичь осуществляется с 1 марта по 16 июня, в течение 14 календарных дней (далее – весенняя охота) и в иные сроки, предусмотренные настоящими Правилами.

6. Пункты 49 и 50: п.49. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Северная Осетия — Алания, Удмуртской Республики, Чеченской Республики, Чувашской Республики — Чувашия, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Ивановской области, Калининградской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Орловской области, Пензенской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, Ульяновской области, Ярославской области, Еврейской автономной области при определении параметров осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, устанавливает единый непрерывный период весенней охоты продолжительностью 10 календарных дней во всех охотничьих угодьях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

п. 50. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, не указанных в пункте 49 настоящих Правил, при определении параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вправе провести разделение территории субъекта Российской Федерации на южные и северные территории (с указанием муниципальных районов) и установить единый срок охоты в весенний период продолжительностью не более 10 календарных дней в каждой такой территории.

Согласно ст. 5. фз «Об охоте и …» участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Согласно п.5 ст.23 фз «Об охоте и …» на основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.

Согласно закону, все главы субъектов Федерации имеют равные права. Разделение прав п.п.49 и 50 противоречит федеральному закону.

Выделение отдельных субъектов федерации не имеет обоснования. Пункт противоречит федеральному закону «Об охоте…».

Также полагаем возможным, в целях приведения сроков к кратным срокам исчисления: 2 недели или 14 дней.

Пункт 49 изложить в редакции Соответствующей федеральному закону.

п. 49. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, при определении параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вправе провести разделение территории субъекта Российской Федерации с указанием муниципальных районов и установить единый срок охоты в весенний период продолжительностью не более 14 календарных дней в каждой такой территории.

Пункт 50 убрать.

7. Пункт 64. При отлове и (или) отстреле охотничьих животных, а также при осуществлении охоты запрещается:

64.11. применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волка, шакала, ворон (серой, черной и большеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам;

Касаемо применения электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемых животными, полагаем изложить с добавлением в предложение: "…а также охоты на волка, шакала…" лису и енотовидную собаку….

Полагаем что в этом пункте незаслуженно обошли вниманием, лису и енотовидную собаку несмотря на то, что борьба с красной лисой стала большой бедой отечественного охотничьего хозяйства.

Сегодня продаются электронные манки на хищника, которые имитируют движение и крик раненого зайца(птицы), они одинаково эффективны, что против волка и шакала, что против лисы и енотовидной собаки. Если на звук такого манка выйдет шакал, то хорошо, а если лиса, то вы уже браконьер.

Соответственно: 64.11. применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волка, шакала, лису и енотовидную собаку, ворон (серой, черной и большеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам;

8. Пункты 64. При отлове и (или) отстреле охотничьих животных, а также при осуществлении охоты запрещается:

64.19. при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием калибром не более 5,6 мм на тетерева и глухаря в сроки, указанные в пункте 53.2 настоящих Правил; и

п. 64.20. при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия калибром более 5,6 мм для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей, более 8 мм для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь;

Пункты изложены некорректно в части указания калибра оружия: не более 5,6мм.

Не понятно — речь идёт о патроне 5,6 мм кольцевого воспламенения, либо о патронах центрального боя обширной группы калибров от 20-го до 223-го, которые также имеют диаметр пули не более 5,6мм, но при этом обладают совершенно другими показателями скорости и энергетики пули и настильности траектории.

Если речь все же о последних, то почему в этой группе нет патрона 243-го калибра, который по баллистике очень похож на 223-й, но имеет диаметр пули 6,17мм? Предлагаем оба пункта изложить с ограничением калибра пули — не более 6,5 (8) мм.

К тому же — не факт, что, выстрелив по глухарю из малокалиберной винтовки охотник его обязательно возьмёт, — птица крепкая на рану, может и не остаться на месте после выстрела со всеми вытекающими….

Вот тут-то как раз и следует ограничить применение 5,6мм патрона кольцевого воспламенения при охоте на тетерева и глухаря, разрешить его использование только по рябчику, ну ещё бы голубя добавить.

В остальных случаях разрешить применение патронов центрального боя калибром до 6,5мм включительно.

9. Пункт 64. При отлове и (или) отстреле охотничьих животных, а также при осуществлении охоты запрещается:

64.23. применение пневматического охотничьего оружия, за исключением осуществления охоты на белку, летягу, горлиц, рябчика, ворон (серую, черную и большеклювую), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам, а также для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

Согласно ФЗ «Об оружии» предусмотрено охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж, не более 25 Дж;

Соответственно запрещение применения пневматического оружия, заведомо противоречит федеральному закону. Исключение из запрещения представляет собой двойную норму.

Полагаем, что п.64.23. в сочетании с п.64. изложен некорректно. Почему идет запрещение использования пневматического оружия на охоте — за исключением?

Логичнее необходима прямая норма разрешения использования пневматического оружия, отраженная в правах охотника.

п. 64. Ведет речь об охотничьих животных. А п.63.23. о животных и птицах. Это несколько разный понятийный аппарат.

Понятийный аппарат представленного проекта во многом не соответствует федеральному законодательству и общепринятым обычаям, нормам и устоям.

Полагаем, требуется переработка пункта 64.

10. Пункт 64. При отлове и (или) отстреле охотничьих животных, а также при осуществлении охоты запрещается:

64.31. осуществление охоты на рябчиков, лысуху, камышницу, серого гуся, белую и тундряную куропатку, на вальдшнепа на утренней тяге в период весенней охоты;

По п.64.31 получается, что на все эти виды нельзя охотиться только на утренней тяге. Логичнее «в период весенней охоты» перенести в начало предложения. И поставить перед вальдшнепом

64.31. в период весенней охоты на утренней тяге, осуществление охоты на рябчиков, лысуху, камышницу, серого гуся, белую и тундряную куропаток, а также на вальдшнепа (за исключением случаев отстрела в целях осуществления научно-исследовательской деятельности).

11. Пункт 54. Для целей применения настоящих Правил устанавливается, что к собакам охотничьих пород относятся собаки, используемые при осуществлении охоты.

Не корректная формулировка: Для целей применения настоящих Правил устанавливается, что к собакам охотничьих пород относятся собаки, используемые при осуществлении охоты».

При этом в правилах указывается, что «К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород…». Получается, при применении правил охоты любая собака становится «собакой охотничьих пород».

Однако, действующей классификацией пород собак в том числе обычаями, устоями, традициями собаководства четко определены породы собак. Даже еще в СССР существовало специальное описание в Большой Советской Энциклопедии… Полагаем Министерство природы не наделено правом определения пород собак. Соответственно определение пункта 54 «Правил охоты», представляет собой превышение полномочий федерального исполнительного органа власти.

Полагаем пункт подлежит доработке.

12. Пункт 77. При заряжании или разряжании охотничьего оружия его следует направлять стволами только вверх или в землю, отвернувшись в сторону от других физических лиц.

Полагаем, требования пункта сформулированы некорректно. Не основываются на нормативно-правовых актах, в том числе на правилах техники безопасности. Почему, например, нельзя направить в сторону дерева?

Предлагаем следующую редакцию:

80. При заряжании или разряжании охотничьего оружия запрещается направлять его в сторону человека, животных, имущества.

13. Пункт 78. При преодолении на охоте различных препятствий – канав, изгородей, буреломов, переходе по кладям через речки, ручьи охотничье оружие необходимо обязательно разрядить.

Данный пункт не имеет обоснования. Препятствия бывают разные по высоте, длине, ширине. Как может быть преследование зверя через…, с незаряженным оружием? Канавы и изгороди (весь лес в изгородях), буреломы, ручьи, клади через реки все разные: Мосточек, переправа через ручей или маленькую речку – это что? Мост или кладь. Идет использование понятийного аппарата, не определенного нормативно-правовыми актами. Стрельба на поражение возможна даже из канавы, из-за изгороди, из бурелома! С мосточка и моста. С клади!

Возможно пункт вообще убрать, или дать в рекомендательной редакции по усмотрению охотника в конкретной ситуации:

81. При преодолении на охоте различных препятствий – канав, изгородей, буреломов, переходе по кладям через речки, ручьи по усмотрению охотника, в зависимости от конкретной ситуации, охотничье оружие может быть разряжено или разряжено.

14. Пункт 79. При подходе к месту привала, сбору, к транспортным средствам охотничье оружие следует обязательно разрядить.

Требования пункта не корректны и не обоснованы нормативно-правовыми актами. «При подходе» не юридический термин, это за километр, полтора, за 200 метров или…? Привал охотника на охоте. Пробрался через бурелом преследуя зверя. Сел отдохнуть. Надо разрядить подствольный неотъемный магазин? Один в тайге с разряженным оружием?

Есть принципиальные отличия между терминами «привал» и «пункт сбора». Есть различия между словосочетаниями: рядом с транспортным средством, и «погрузка в транспортное средство». Вот при погрузке оружие должно быть разряжено.

Что такое транспортное средство — нарты, лошадь, ослик. Снегоход, квадроцикл, автомобиль? Что такое транспортное средство согласно п.79 «Правил охоты»? Первоначально необходимо определить сами юридические понятия.

Возможно пункт удалить, или дать в изложении:

Пункт 79. На привале, на месте сбора охотников (граждан) охотничье оружие по усмотрению охотника может быть разряжено или в заряженном состоянии.

При погрузке в самоходное механическое транспортное средство охотничье оружие, в соответствии с инструкцией по эксплуатации (паспортом), следует разрядить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть